Умение сохранять, восстанавливать и укреплять здоровье детей является подлинным искусством и показателем мастерства педиатра.
В настоящее время доказано, что заболеваемость и смертность, значительно выше среди детей имеющих факторы риска при рождении. В этой связи особое внимание надо уделять первичной профилактике основных групп риска новорожденных детей. Создание технологий профилактики расстройств периода новорожденности изменило представление о причинах перинатальных расстройств и их развития в течение первого года жизни ребенка. На первый план врачебного контроля вышли не хронические больные, а дети группы риска или повышенного внимания, переживающие адаптационные расстройства различной степени тяжести.
Первый месяц жизни после рождения называемый периодом новорожденности – один из важнейших и критических периодов в жизни человека. И именно в этот период происходит приспособление к новым для него условиям жизни. Иными словами происходит его адаптация. На адаптационные процессы могут влиять различные неблагоприятные факторы в Инте -, интра. -, и в антенатальном периоде, и отрицательно воздействовать на здоровье ребенка. Поэтому крайне необходима организация и проведение динамического наблюдения за новорожденным на первом месяце жизни, для своевременной и качественной профилактики наиболее часто встречающихся в этом возрасте групп риска.
Что же входить в понятие активной первичной профилактики новорожденных?
I рациональное вскармливание
- При профилактике аллергии имеет исключительное значение.
- Если ребенок на естественном вскармливании, то полное исключение из питания матери трофаллергенов
- При смешанном и искусственном вскармливании: смеси с низким содержанием белка, адаптированные кисломолочные смеси, смеси не содержащие глютена, лактозы, галактозы, сахарозы и фруктозы, смеси на основе соевого белка либо на основе его гидролизатов, а также элементные и полу элементные смеси (выбирается тот продукт на который у ребенка нету аллергической реакции)
- Полное исключение из питания ребенка трофаллергенов.
- Поздняя коррекция питания и введение овощного прикорма и мяса.
- Раздельное и постепенное введение овощей в рацион ребенка.
- Использование в питании безглютеновых круп ( кукуруза, гречка рисовая )
- При профилактике железодефицитной анемии так же ведущее значение имеет рациональное вскармливание.
- При естественном вскармливании ранняя коррекция питания и раннее введение прикорма и мяса.
- При искусственном вскармливании использование смесей, содержащих повышенное количество железа.
- При введении прикорма использовать продукты в состав которых введены не только железо но и вещества повышающие его абсорбцию в кишечнике (вит. С): фруктовые и фруктово-овощные соки, сухие молочные и безмолочные инстантные каши.
- Мясо, рыба.
- Трудно переоценить роль рационального вскармливания в профилактике гипотрофии, особенно у детей с лактозной недостаточностью, с муковисцедозом и целиакией
- При лактозной недостаточности из питания исключаются женское молоко, смеси на коровьем молоке, обычный пищевой сахар, хлеб, печенье, и показаны смеси на основе соевого белка, низколактозные, безлактозные и кисломолочные смеси.
- При муковисцедозе назначают высокобелковую диету с низким содержанием жира. Потребность в жирах покрывается за счет растительных масел (кукурузного, подсолнечного)
- При целиакии используются смеси на основе гидролизатов белков с высокой степенью гидролиза и смеси на основе изолята соевого белка, каши безглютеновые и безмолочные.
- При профилактике дисбиоза детям назначают кисломолочные смеси содержащие бифидобактерии.
II Соблюдение санитарно-гигиенического режима
- При профилактике аллергии соблюдение санитарно-гигиенического режима крайне важно. Необходимо следовать следующим правилам:
- Регулярное проветривание детской
- В комнате, где находится ребенок, не должно быть комнатных растений, открытых полок с книгами, животных, рыб, ковров, паласов. Т. е. тех предметов, которые собирают пыль.
- Необходима регулярная влажная уборка помещения, где живет ребенок.
- Желательно не использовать матрацы, подушки и одеяла из пера, пуха, и поролона, т. к. в них заводится домашний клещ, являющийся сильным бытовым аллергеном.
- Стирать детское белье нужно специальными детскими порошками или обычным хозяйственным мылом, а затем тщательно полоскать.
- При профилактике гнойно-воспалительных заболеваний и частой заболеваемости также необходимо строгое соблюдение санитарно-гигиенического режима и туалета новорожденного.
- Ребенок всегда должен быть в чистой проглаженной одежде.
- Подгузники необходимо менять достаточно часто, чтобы избежать раздражения нежной кожи малыша.
III Специфическая профилактика
- В первую очередь при профилактике рахита.
- Витамин Д. Детям из группы риска витамин Д назначается с 1 месяца жизни в суточной дозе от 400 – 500 МЕ до 1000 – 2000 МЕ (для детей из группы высокого риска )
- УФО
- При профилактике железодефицитной анемии.
- Проводится детям из группы высокого риска железосодержащими препаратами с 1 -3 месяца жизни по показаниям ферритана сыворотки в течение всего первого года.
- При профилактике дисбиоза.
- Детям из группы высокого риска назначаются профилактические дозы пробиотиков 2 раза в год, весной и осенью.
- А также поливитаминные препараты в течение 3 -4 недель.
- При профилактике поражений ЦНС и при склонности к судорожному синдрому при повышении температуры следует проводить противосудорожную терапию
IV Диспансеризация в декретированные сроки (не менее 1 раза в месяц)
V Прививки в декретированные сроки, проводимые по национальному календарю, либо по индивидуальному графику
VI Физическое воспитание (массаж, гимнастика, закаливание)
Последние три пункта являются актуальными при профилактике абсолютно всех групп риска новорожденных.
Для достижения наилучших результатов необходимо чтобы родители были полностью информированы о состоянии здоровья их ребенка не только в данный момент, но и о его перспективах развития (факторах риска). Такой подход поможет создать основу для сотрудничества с членами семьи, особенно в случаях необходимости проведения профилактических или лечебных мероприятий. Так как от родителей зависит качество выполнения всех рекомендаций и назначений, направленных на укрепление здоровья ребенка, они должны стать активными помощниками и участниками лечебно-профилактического процесса.